Инклюзивное обучение

Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.
Л.С. Выготский

О тьюторском сопровождении в рамках ФГОС НОО ОВЗ

Рашевская Светлана Федоровна,

заведующий отделением по УГС

ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»

Одним из условий включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы. Таким специалистом является тьютор. Это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации тьютор может только в тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями.

Под определение тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании сегодня попадают разные варианты сопровождения ребенка с ОВЗ:

— помощник-сопровождающий, ассистент (осуществляет физическое сопровождение, физическую поддержку, помогает перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в зданиях);

— педагог сопровождения, воспитатель (оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПК, ведет педагогическую и воспитательную работу; обеспечивает координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к ребенку с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать);

— специалист сопровождения, обладающий знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии; владеющий технологиями тьюторского сопровождения.

Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социокультурную среду. Тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех его участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, а также поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Тьюторское сопровождение оказывает содействие получению качественного образования учащимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по индивидуальной образовательной программе. Эта программа должна быть построена в соответствии с образовательными возможностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательной среды.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы.

В мае 2008 года в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно). Специальность «тьютор» внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), который вступил в силу 1 сентября 2016 года, пункт 3.4.1 предусматривает «При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника)».

В приложении 6 в варианте 6.2 «Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее — НОДА)» вышеуказанного документа, Программа коррекционной работы должна обеспечивать предоставление услуг тьютора, оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. В требованиях к кадровым условиям указано, что «В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, в статье 79 прописано: «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В пункте 32 Приказа от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» указывается, что при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость индивидуального сопровождения ребенка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в Индивидуальной программе реабилитации и абилитации ИПРА, если ребенок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение может дать психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПК (где можно и нужно прописать требования к квалификации тьютора, особенности сопровождения).

В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д.), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ОВЗ.

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

— психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, принятие основных принципов;

— наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

— наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров психолого-педагогического развития и коррекции, и др.

Кроме того, не каждый может выполнять функции тьютора для ребенка с ОВЗ. Идея сопровождения детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности:

— представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

— знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;

— навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;

— умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать ее индивидуализации.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--273—84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598.
  3. Карпенкова И.В., Кузьмина Е.В. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях. М.: 2011.
  4. Педагогика инклюзивного образования: хрестоматия (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». — М.: 2014.
Call Now ButtonПозвонить
WordPress Lessons